Обращение к читателям

Примите часть силы моей и душевной теплоты как от военного профессионала.

Время такое, что с каждым днём жизнь становится всё тяжелее и менее радостной.

Мне уже пошёл 68-ой. Одна рука пишет эссе, а другая мысленно не выпускает АКМ.

Не спится соседу северному в столице златоглавой. Серьёзно нацелился на землю нашу.

Ему посвящаю свой новый сборник с названием «Путиниана».

Шестнадцать коротких рассказов глазами украинского патриота, в двадцять втором

поколении потомка славного рода запорожского Воскобійників.

Время пройдёт и напишут такого, что хоть стой или … лечи наших правнуков.

Я пишу о том, что вижу извилинами, а не глазами кремлёвской путаны.

Цель поставил простую - докопаться до истины диктатора соседнего.

Не исключаю, что могу немного ошибиться.

С уважением, Виктор Борисович.

среда, 2 марта 2011 г.

Поход персидского царя Дария I в Скифию (512 г. до н.э.)


Дарий I (550 — 486 гг. до н. э.) занял персидский престол в 28 лет (годы правления 522 — 486 гг. до н. э.).  В первый год царствования молодой царь Персии занимался подавлением крупных восстаний в Вавилонии, Персии, Мидии, Маргиане, Эламе, Египте, Парфии, Саттагидии, стремящихся добиться независимости.  Затем за 9 лет завоевал    северо-западную часть Индии  и северо-западную часть Пенджаба. Продолжая политику захвата богатых земель, которые затем исправно бы платили ему налоги, в 512 году  Дарий I решил подчинить себе скифов Северного Причерноморья. 
К моменту нападения персов  скифы находились на стадии рабовладельческого строя. Власть скифских вождей уже передавалась по наследству, т.е.  превратилась в царскую. Из органов военной демократии сохранился совет племенных вождей, который решал вопросы общескифской войны.
К этому времени скифы уже утратили стратегический наступательный порыв и только вспоминали о своих успешных завоевательных войнах. В VII веке они завоевали Малую Азию и Северо-восточную Африку, но господствовали как варвары, т.е. они не смогли наладить цивилизованное управление завоеванными территориями. По сообщению Геродота 28 лет они властвовали в Египте, действуя по принципу – все, что нельзя увезти на коне, надо сжечь. Доведенное до отчаяния население, покоренных скифами территорий, повсеместно поднялось на борьбу с варварами-захватчиками. Скифов изгнали с североафриканских и малоазийских территорий.
 В VI — V веках до н. э. скифы уже не совершали походов с целью завования чужих территорий, а успешно защищали свои земли. Возникло мощное скифское государство, занимающее территории современных Венгрии, Румынии,  Болгарии, Украины и Казахстана.       
К походу в Скифию персы готовились по отработанной и проверенной  схеме. Дарий  в 511 г. до н.э. разослал во все подвластные ему области гонцов с повелением одним прислать пехоту, другим флот, третьим приступить к постройке моста через Боспорский пролив, по которому собранные Дарием войска должны были перейти из Малой Азии в Европу и через Фракию двинуться на скифов. Такого рода приказания получили и греческие города западного побережья Малой Азии, незадолго перед тем вынужденные признать свою зависимость от персидского царя. Им было предписано доставить Дарию корабли и принять непосредственное участие в походе. Была отправлена группа кораблей  для  проведения разведки Скифии - устья Дуная и северного черноморского побережья.
Благодаря  «отцу истории» греку Геродоту (около 484 г. – около 425 г. до н.э.) мы имеем возможность прочитать в его IV книге знаменитой «Истории» воспоминания о посещении Северного Причерноморья.  В период между 455 и 445 годами до н.э. Геродот  совершил морское путешествие и ознакомился с жизнью колоний греков на северном побережье Черного моря. Из бесед с местными эллинами, знающими скифов, Геродот описал их. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы — самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с савроматами, занимали также степной Крым. Западнее их жили скифы-кочевники, а ещё западнее, на левобережье Днепра — скифы-земледельцы. На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их — алазоны, а ещё севернее — скифы-пахари, причём Геродот указывает на земледелие в качестве отличия от скифов трёх последних племён и уточняет, что если каллипиды и алазоны выращивают и едят хлеб, то скифы-пахари выращивают хлеб на продажу.  Скифы были активными участниками внутренней и внешней торговли. Они поставляли на рынок коней, скот, овец, рабов, зерно, изделия из кожи, сушеное мясо и др.
 У скифов все мужчины были воинами. По словам Геродота, скиф получал долю добычи в бою по количеству убитых врагов, в доказательство чего он приносил своему царю их головы. Скифский воин – это конный лучник, вооруженный  к тому же длинным копьем, коротким мечом и арканом.  Из защитного вооружения у каждого скифа были щит, чешуйчатый панцирь и шлем.
Чаще всего скифы старались одержать победу с помощью военной хитрости и им это часто удавалось.  Слабым местом скифов была межплеменная рознь.
Персидская держава уже имела печальный опыт войны  со скифами в Средней Азии. 17 лет тому назад, персидский царь Кир двинул свои войска на массагетов с целью покорения богатых скифских племен в междуречье Амударьи и Сырдарьи.        
Боевыми действиями скифов руководила царица Томирис.  Она  приказала своему войску организовать ложное отступление, завлечь персов  вглубь своей территории, а там истребить их поголовно. Персы  форсировали реку реку Окс и отбросили от реки один из передовых скифских отрядов, который мешал переправе. Ободренные удачей, персы повели активное преследование  отступающих скифов и были завлечены в ущелье, заранее выбранное в качестве ловушки. Скифы закрыли  вход и выход из ущелья. Остальное доделало азиатское солнце и отсутствие воды. В этом ущелье было истреблено все персидское войско и убит царь Кир.  Ни один перс не вернулся из этого похода.
В 512 год до н.э. персидские войска и греческий флот были собраны на малоазийском берегу Боспорского пролива в готовности к началу похода.  Мост через морской пролив был уже готов. Строился он под руководством грека с острова Самоса - Мандрокла.  Пехота и конница Дария по мосту перешли на европейский берег пролива. Все находившиеся здесь греческие города изъявили царю Дарию I покорность.  Царь приказал им двинуться на кораблях вдоль западного берега Черного моря к устью Дуная. Затем греки должны были подняться по реке до указанного царем места и построить мост для перехода войск Дария на левый берег Дуная, принадлежащий скифам. Войска Дария подошли по правому берегу Дуная к намеченному месту переправы,  где греки уже построили мост. Армия Дария перешла границу Скифии без всяких затруднений и сосредоточила свои войска на  левом берегу Дуная.
Скифы вели наблюдение за армией Дария еще с момента появления отряда греческих кораблей и были прекрасно осведомлены о его планах. На совете вождей скифских племен произошел раскол.  Сработала в очередной раз межплеменная рознь. Вожди племен, которые определили, что персы не дойдут до их территорий, отказались участвовать в боевых действиях и покинули совет.  
Оставшиеся скифские вожди, на малом совете приняли следующий план  ведения войны с персами.
 1. Не давать персидским войскам открытого большого сражения.
 2. Заманить войска Дария на территорию племен, вожди которых отказались сражаться.
3. Вести персов за собой должен отряд под командованием Идантирса и Таксакиса, поддерживая расстояние между собой и противником в один день пути. По дороге  засыпать все колодцы и источники, поджигать степь, истреблять растительность.
 4. Отряду  под руководством Скопасиса находиться на удалении одного дня пути  от врага  и напасть на него, как только истомленные лишениями персы повернут назад.
5. Отрядам оставить при себе столько скота, сколько им требуется для прокормления.
6. Женщин, детей, весь оставшийся скот отправить в безопасное место.
Войска Дария начали поход в восточном направлении от Дуная. Они шли по выжженной скифами степи и засыпанными колодцами. На третий день пути на горизонте показались и быстро приблизились к персам скифские всадники. Дарий приказал своей коннице немедленно атаковать скифов. При виде неприятеля скифы повернули назад, конница персов устремилась за ними, но так и не догнала их, но понесла потери от метких скифских стрел. В то далекое время наступающие войска обычно снабжались за счет населения тех районов, через которые они проходили. По пути следования персов не было населения. Они шли по выжженной и пустой земле. Армия Дария начала все острее ощущать недостаток в продовольствии, воде и выпасах для лошадей, мулов и ослов. Утомление от продолжительного похода давало себя чувствовать, а враг был неуловим. В персидском войске стали раздаваться требования о возвращении в Персию. «Чтобы подольше удержать персов в Скифии и заставить их все это время терпеть нужду во всем, — писал Геродот, — скифы несколько раз подбрасывали часть своего скота вместе с пастухами, а сами медленно переходили на другой пункт, тогда персы делали набег, уводили скот с собой и ликовали по случаю каждой такой добычи».
Преследование скифов ухудшало стратегическое положение персидского войска, которое все дальше уходило вглубь территории противника.  Это внушало персам  ложные надежды на победу, но все больше изматывало их силы и уменьшало боевые возможности пехоты и кавалерии.  
Отряд под командованием Идантирса и Таксакиса  настойчиво вел за собой персидскую армию через территории племен, которые отказались воевать с персами. Племенные вожди меняли свои решения и вливались со своими войсками в отряд Скопасиса. Между тем время шло и не предвиделось конца странствованиям войск Дария. Тогда Дарий послал к Идантирсу всадника с поручением произнести перед ним речь следующего содержания: "Зачем ты, чудак, все время убегаешь? Тебе следует выбрать одно из двух: или остановись, не блуждай больше и сражайся; или же, если ты чувствуешь себя слабее меня, то так же приостанови свое бегство и вступай со мной в переговоры, как со своим повелителем".
В ответ на эту речь Идантирс отвечал: "Никогда прежде я не убегал из страха ни от кого, не убегаю и сейчас от тебя; я не сделал ничего нового по сравнению с тем, что делаю обыкновенно в мирное время; у нас нет городов, нет засаженных деревьями полей, нам нечего опасаться, что они будут покорены или опустошены; нечего поэтому мне торопиться вступать с тобой в сражение".
Персы форсировали Днестр, Днепр и Дон. Скифы завели их в безводную пустыню и ушли
Отряд Идантирса и Таксакиса выполнил свою задачу. Он провел персидское войско через территории всех  «непослушных» скифских племен. Скифский отряд  ушел на север.
Дарий приказал строить крепости и разослал разведывательные отряды во все стороны. Через несколько дней вернулись разведчики и доложили, что свежие скифские войска находятся в одном дне пути от персов, но сзади, т.е. на западе. Это был многотысячный отряд Скопасиса, усиленный войсками «одумавшихся» племенных вождей. Скопасис передал Дарию «подарок»: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персидский маг так разъяснил Дарию смысл этого «подарка»: «Я вижу, — оказал он, — что скифы над нами издеваются... Смысл даров таков: если вы, персы, не улетите, как небесные птицы, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озеро, то не вернетесь назад и падете под ударами этих стрел». По приказу Дария персы бросили недостроенные крепости, и начали преследование скифов, уходящих на запад. Скифы вели их за собой южнее предыдущего маршрута, там было меньше природных пресноводных источников.
Войско под командованием Скопасиса приступило ко второму этапу плана войны, утвержденному советом вождей – полному уничтожения захватчиков.  Положение войск Дария и до этого плохое, резко ухудшилось. По команде военноначальника Скопасиса скифы навязали персам «малую войну». Нападали на каждый из отрядов персов, которые  отправлялись добывать продовольствие и воду. Постоянно  навязывали бои персидской коннице и  обращали ее в бегство, преследуя до самого лагеря, где ее спасала от разгрома персидская пехота. Затем с целью унижения противника скифы на виду у персов спокойно разворачивались и медленно уходили в степи. Регулярными стали ночные нападения скифов на персидский лагерь. Персы ежедневно несли потери в личном составе убитыми и постоянно возрастало количество раненых, обозы с которыми замедляли продвижение. Из-за недостатка продовольствия, воды, увеличения количества раненых  уменьшилась  протяженность ежедневных маршей персов.
Наконец наступил столь долго ожидаемый Дарием момент. В непосредственной близости от его лагеря пешие и конные скифы стали выстраиваться в боевой порядок. Казалось, настал час решающего сражения. В это время через ряды скифов пронесся заяц. Тотчас у скифов вспыхнул охотничий азарт, они  нарушили строй и помчались за зайцем. Персидские военноначальники опешили от такого отношения скифов к противнику. Это говорило об уверенности скифов в том, что персы никуда не денутся от них, а как и войска Кира будут уничтожены скифами.
Дарий прекрасно это понимал. До Дуная оставалось несколько дневных переходов, но приближался момент полного уничтожения. Он решил спастись за счет предательства части своих воинов. По персидскому лагерю  был отдан приказ о ночном наступлении отборных войск с целью разгрома скифских отрядов. В лагере остались больные, раненые, часть обоза,  все ослы и мулы.  Своим криком они должны были вызвать у неприятеля впечатление, что никаких перемен в персидском лагере не произошло. Всю ночь в стане горели костры,  чтобы скрыть от скифов внезапный уход боевых частей Дария.
Отступление проходило по той же дороге, что и вторжение и это отчасти спасло ушедшую  часть войска. Когда скифы поняли, что их провели и бросились преследовать Дария, то они и подумать не могли, что персы пойдут по уже выжженной земле и искали их в других местах.
Предусмотрительный Скопасис послал отряд к мосту на Дунае с заданием заставить греков, оставленных там для охраны, чтобы они разрушили мост. Скифы обходным маневром первыми вышли на берег многоводной и широкой реки. Отряды греческих наемников навели через Дунай понтонную переправу, по которой персы вторглись в Скифию и ожидали возвращения армии Дария I. Появление скифов было для них большой неожиданностью. Вступив с ними в переговоры, скифы сообщили о бегстве Дария и потребовали, чтобы греки разрушили мост. Грекам же они посоветовали поскорее возвращаться на родину и там наслаждаться свободой.
"За эту свободу, - сказали они,- вы должны быть благодарны нам, потому что мы нанесли вашему прежнему владыке такой удар, что он уже ни на кого не пойдет войной". Греческим понтонерам был предложен выбор – или они разбирают переправу и уходят живыми или их скальпы будут на уздечках скифских коней. Многие греческие военачальники уже были готовы последовать совету скифов, но тиран Милета Гистией напомнил им, что они правят своими городами только благодаря поддержке Дария и, что без него они вряд ли сохранят свою власть. По требованию скифов греки разобрали часть моста у скифского берега, но не ушли.  Доверчивые скифы, привыкшие всегда держать данное слово, поверили грекам и не проконтролировали полную разборку переправы. Они ускакали в степь, торопясь принять участие в боях с персами.
На правом берегу Дуная греки ждали возвращения Дария I. Персидский царь им выбора не предоставил. Они должны были ждать его возвращения или лишиться голов. Когда остатки персидской армии появились на берегу Дуная, то греки быстро навели переправу и  разгромленная армия во главе с царем ушла с территории Скифии на правый берег Дуная во Фракию.  Мост быстро разобрали, чтобы обманутые скифы не перешли по нему через Дунай и не добили остатки персидской армии  и греческих понтонеров-обманщиков.
  После изнурительного похода, понеся большие потери, персидское войско возвратилось в пределы своей страны. Проиграв войну, царь Дарий I приказал включить причерноморских скифов в список подвластных ему народов, под названием «заморские саки». Основанием для этого послужило то, что он «прошел» всю территорию Скифии с запада на восток и обратно.
Скифы не простили персидскому царю его нападение на свою страну и нанесли ответный молниеносный удар. Они тщательно подготовили и хорошо организовали  скифский «блиц-криг». Проведенный опустошительный кавалерийский набег на персидские владения на побережье Геллеспонта (совр. - пролив Дарданеллы) завершился полной победой и большими трофеями. Организованно скифы вернулись в степи Северного Причерноморья.
Уничтожение на захваченной территории персидских войск и администрации вызвали большое количество  антиперсидских восстаний в греческих малоазийских городах, увенчавшихся временной победой.
Поход Дария I против скифов был второй  крупной военной неудачей персов.
Слава о непобедимости персидской военной мощи была подорвана. У многих покоренных народов  появилась надежда сбросить ненавистное персидское ярмо. Именно, с этого поражения начался  закат великой персидской державы. Спустя два века ее разгромил и покорил Александр Македонский.
Военные новинки скифов
1.      Ослабление противника запланированным статегическим отступлением.
2.      Использование  тактики «выжженной земли» без потерь со своей стороны.
3.      Эффективное использование всех способов «малой войны» с минимальными потерями.
4.          «Регулирование» маршрутом наступления и отступления противника с целью укрепления единства и увеличения сил сопротивления.
Слабой стороной скифов в этой войне явилось отсутствие постоянной разведки за боевыми действиями персов. 

2 комментария:

  1. Укажите название книги о походе Дария на скифов.Спасибо

    ОтветитьУдалить
  2. Сообщите название книги о походе царя Дария на скифов

    ОтветитьУдалить