Обращение к читателям

Примите часть силы моей и душевной теплоты как от военного профессионала.

Время такое, что с каждым днём жизнь становится всё тяжелее и менее радостной.

Мне уже пошёл 68-ой. Одна рука пишет эссе, а другая мысленно не выпускает АКМ.

Не спится соседу северному в столице златоглавой. Серьёзно нацелился на землю нашу.

Ему посвящаю свой новый сборник с названием «Путиниана».

Шестнадцать коротких рассказов глазами украинского патриота, в двадцять втором

поколении потомка славного рода запорожского Воскобійників.

Время пройдёт и напишут такого, что хоть стой или … лечи наших правнуков.

Я пишу о том, что вижу извилинами, а не глазами кремлёвской путаны.

Цель поставил простую - докопаться до истины диктатора соседнего.

Не исключаю, что могу немного ошибиться.

С уважением, Виктор Борисович.

суббота, 21 декабря 2013 г.

Рыбацкие и охотничьи зори с юмором жизни

Джабул, Казахстан. 1950 год.
Отец вернулся из армии. Мне два с половиной года. Он привез мне пружинное ружьё, которое стреляло пробковыми пулями. Надо было его переломить, зарядить пробковыми пулями, вернуть в исходное состояние и затем можно было стрелять. Он преподал мне первый урок охоты на воробьёв, которые здорово шалили на маминых грядках в нашем огороде. Пули я быстро потерял и заменил их камешками. Отец научил незаметно подбираться и маскироваться в ветвях большой дикой яблони в конце огорода. Дела пошли успешнее. Через несколько дней воробьи улетели с огорода, познакомившись близко с грозным  охотником с почти бесшумным ружьём.

Затем отец сделал мне удочку с настоящим крючком и поплавком из настоящей пробки, которыми закупоривали  в начале 50-х годов бутылки с водкой. Я очень берёг крючок. У большинства моих друзей были крючки сделанные из старых швейных иголок, согнутых в пламени свечи с помощью щипцов. Настоящие крючки можно было выменять у только старьёвщика за старые тряпки, поэтому все мальчишки собирали старьё и накапливали его «на крючок».
На первой рыбалке на реке Карасу (в переводе с казахского - Чёрная Вода) отец привил мне первые рыбацкие знания и умения: подкармливай, не зевай и сиди тихо.
- Папа, а рыбки клюют, как бешеные.
- Сынок, во-первых, с утра они ещё голодные. Во-вторых, казахи рыбу не ловят. Они предпочитают баранину и кисломолочные продукты.
Рыбки продолжали клевать, а я подсекал. С гордостью я вручил матери первый в жизни улов. Торжественность моменту добовляло то, что отец закурил папиросу «Казбек». Эти папиросы отец курил только по праздникам, а по будням курил «Прибой».
Летом каждое утро с соседними мальчишками я уходил на берег мелководной реки, мечтая поймать маринку, но она попадалась очень редко (местное название кара-балык (чёрная рыба) с ядовитыми внутренностями). Мама, ветеринар по профессии, в резиновых перчатках со скальпелем изредка убирала ядовитые внутренности.
В начале 60-х годов бабушка взяла меня с собой в гости к родственникам в Первомайск на Южном Буге. Там мне удалось поймать маринку где-то под килограмм. Помню этот бой с этой сильной рыбой до сих пор. Руки дрожали долго. По вкусовым качествам она сродни карпу. К большому сожалению, больше она мне на крючок не попадалась.
После смерти Сталина мы переехали в Одессу. Первое время жили у родственников рядом с памятником дюку Ришелье. По утрам с мальчишками бегал в порт и ловил бычков. Удочка была до безобразия простая – леска, гайка и два отводка с крючками. В Одессе с крючками было значительно проще. В порту меня никто не трогал, т.к. знали, что моя мама -«храбрая ветеринарша Людмила Ивановна» и я… скромно с пирса ловил бычков.
Дело было так. Мама рано утром шла по пирсу. Увидела, что кто-то из морских офицеров сидит на верхушке столба рядом с лампочкой. Под столбом лежала большая кобра. Картина, конечно, была редкая, но кобры не бывали в одесском порту редкостью. Для советской элиты делали мебель на заказ из ценных пород деревьев чуть ли не из Индии. В дуплах деревьев нередко приплывали к нам гости всякие экзотические змеи. Одна из них выползла из дупла и, покинув корабль, решила прогуляться по одесскому пирсу и на неё напоролся наш моряк.
На моей родине в Джамбуле змей хватало и разных – от гадюки до гюрзы. Нас с детства учили уважению к подобной живности, т.е. не бросать в них камнями, а тихо обходить стороной.
Моряк «решил» не вступать в конфликт с коброй и … быстро взобрался на ближайшую мачту, т.е. на столб электроосвещения. Мама, увидев эту картину, рассмеялась и … схватила кобру за хвост, раскрутила её над головой и забросила в морскую воду, чтобы та охладила свои «чувства самки» в отношении к бравому офицеру.
После рекордного броска она пошла в свой ветеринарный кабинет и стала готовиться к осмотру очередного корабля, который возвращался из экзотической страны.
Буквально через несколько минут в дверь скромно постучали и в кабинет вошли улыбающиеся капитан корабля и любитель-столболаз. У первого был в руках большой букет цветов, а у второго – корзина с экзотическими фруктами из тропиков со скромно выглядывающей бутылкой шампанского.
Мило поговорили о погоде, вручили подарки и … дипломатично разошлись. Стороны прекрасно поняли свои обязательства. Какие-то слухи пошли по порту, но без гомерического смеха.  Мама делала удивлённые глаза, когда ей задавали наводящие вопросы, а корабль перед обедом вроде бы ушёл в Николаев на внеплановый текущий ремонт.
Родители купили домик на Бугаёвке. Подружился с соседом Лёней Токаном, тоже страстным рыбаком. Ввиду того, что мы были ещё мальчиками, то нас пускали на рыбалку только в Дюковский парк, где было два больших зарыбленных пруда. Вечером копали огород и собирали земляных червей, а рано утром приходили в бывшее загородное поместье Дюка де Ришелье на большой пруд.
Справка.
Старейший в Одессе Дюковский сад. В 1810 году губернатор Одессы и одновременно генерал-губернатор Новороссийского края  Дюк де Ришелье приказал разбить парк вокруг своей летней резиденции, что и было исполнено.  Оставил о себе хорошую память. Об этом говорят два факта. Надпись на памятнике «Дюку» на Приморском бульваре в Одессе:
    ГЕРЦОГУ ЕММАНУИЛУ ДЕ РИШЕЛЬЕ, УПРАВЛЯВШЕМУ СЪ 1803 ПО 1814 ГОДЪ НОВОРОССIЙСКИМЪ КРАЕМЪ И ПОЛОЖИВШЕМУ ОСНОВАНIЕ БЛАГОСОСТОЯНIЮ ОДЕССЫ
и анекдот времён советских – вот вам море, вот вам виза (вспомните положение рук статуи Дюка и что он держит в одной из них).
Ловилась там рыба и ловилась неплохо. Мы приносили улов домой и отдавали бабушкам. Они жарили рыбу на всю семью. Запомнились два эпизода из этого периода.
Во время грозы мимо нас над поверхностью пруда проплыла шаровая молния. Мы знали, что надо делать - замерли и почти не дышали. Она взорвалась около лодочной станции.  Взрыв был очень громкий и уши заложило надолго.
Второй эпизод. Мы ловили с причала лодочной станции. Рыба клевала хорошо. Я впервые поймал большую золотую рыбку (красного карася). Лёня поймал молодого карпика и натаскали ещё с десятка два приличных карасей. К нам подошёл мужик с ведром, в котором плескалась рыба. Он предложил нам обменять рыбу на катание на лодке по пруду, мол его брат командует здесь лодками. Мы переглянулись с другом и согласились. Он вылил содержимое нашего бидона в своё ведро. Он ушёл к брату договариваться и … не появился.
Прошло почти шестьдесят лет, но не забывается сам случай и морда этого быдла.
Мы подросли и нам разрешили ездить рыбачить на Хаджибеевский лиман.
Очень рано утром с удочками-донками и купленными рачками мы выходили к трамвайному депо на Слободке и ждали, когда проедет трамвай №20. На ходу мы вскакивали на заднюю площадку, ложились на сидения и засыпали. Он нас привозил к Хаджибеевскому лиману и кондуктор будила нас. Мы выходили к затопленной трамвайной линии. Раздевались до плавок и по каменной насыпи уходили в лиман метров на 100-150. Спускались в лиман и начинали ловить бычков. Рыбалка обычно заканчивалась, когда заканчивались рачки. Иногда клёв был очень интенсивным. Тогда мы разрезали на кусочки мелких бычков и ловили на эту наживку. Клевало не хуже, чем на рачков. Слева в жарком мареве уходили в даль старые столбы без электропроводов трамвайной линии.
Однажды, когда мы добрались до места своей обычной рыбалки, мы увидели необычную картину. У берега в воде на глубине в 15-20 см тучей стояли бычки. Мы поняли, что станция биологической очистки воды «Северная» сбросила в лиман «очищенные» сточные воды Пересыпи. Мы разделись и начили собирать в воде крупных бычков. Наполнили сумки, затем наполнили связанные майки. В резерве остались только спортивные шаровары.  Мы взяли в руки сумки и майки, наполненные рыбой и поняли, что и это донести домой будет очень тяжело. Рыба приняла решение за нас и начала активно уходить с мелководья на глубину, т.е. наполнять шаровары было нечем.
С частыми остановками для отдыха добрались до трамвая, а затем и домой. По пути майки, в которых мы несли пойманную рыбу высохли и покрылись тонким слоем морской соли. Страшно мучила жажада и мы поступили в соответствии со старинными заветами этих берегов. Остановились около колонки с водой у общежития и набрали в пустую бутылку пресной воды и высыпали в бутылку пару грамм соли, которую наскребли с маек. Раствор взболтали и вдвоём осушили бутылку солёной воды. Жажда перестала нас мучить.
Справка. Во времена Запорожской Сечи украинские чумаки ездили на этот лиман за солью. Технология добычи была предельно простой. Возы выстраивали в казачий табор с вооруженной охраной, а абсолютно голые казаки цепью уходили в лиман. По сигналу казака, который нащупал ногами большой и толстый пласт соли, все собирались в круг и по команде счастливчика танцевали «Казачка» и ногами ломали пласт соли. Затем ныряли и выбирали куски хаджибеевской соли по своим силам и выносили их на берег. Складывали их в бурты (в переводе с татарского – кучи)  розового цвета. Соль подсыхала и из розоватой становилась серого цвета. Это означало, что она готова к транспортировке на Украину. Заплатив пошлину местному татарскому чиновнику, обоз чумаков с документом об оплате пошлины отправлялся на родную Украину по Соляному шляху. Тягловой силой были волы. Они при любой погоде – то ли дождь, то ли жара – за день проходили ровно двадцать вёрст. Поэтому соль с татарских соляных озёр, и с Хаджибеевского лимана в том числе, на Украине была дорогой.
Отдали улов бабушкам, помылись под душем и свалились на кровати. Проснулись только вечером, когда бабушки, мамы и папы заканчивали чистить наш улов. Папы потом нам в стиле одесского юмора посоветовали приносить уловы поменьше, чтобы к их приходу с работы женщины уже почистили рыбу. Мы их заверили, что учтём пожелание и будем поступать в будущем правильно.
Вечером за ужином под домашнее красное вино все меня хвалили, а папа не только хвалил меня, но  и желал мне уловов побольше сегодняшнего.  Правда, при этом хитро подмигивал. У Лёни за ужином, как мы выяснили на следующий день, было тоже самое.
Больше таких уловов у нас с Лёней не было.
Была, правда, более результативная  подводная охота  на камбалу  в августе 1966 года на Каролино-Бугазе, но там «помощником» был сероводород. Об этом ниже.
В старших классах средней школы мы собрались поехать на Турунчук (приток Днестра) порыбачить. По Одессе ходили слухи о фантастических уловах на берегах этой реки. Собрались группой и поехали. В Молдавии прошли дожди и ловля на поплавочные снасти ничего не давала. Закидушки себя показали более эффективными, на спасли нас две рачевницы. Раков мы наловили целое ведро, а вино с собой мы захватили из дома.
К этому времени мы хорошо освоили морской пляж за Ланжероном. Мы нашли среди скал пещеру, где хранили котелок, треногу, запас дров, перемёты, ласты и маску. Подводное ружьё, которое купили в складчину, возили с собой. Оно стоило дорого – 9 рублей и 80 копеек. Здесь мы рыбачили, охотились и искали жемчуг. На последнее нас подбил сын военнослужащего Коля Лаисцев, который приехал с Дальнего Востока. К концу лета у нас был жемчуг, примерно треть спичечного коробка. Мы принесли его и показали знакомому ювелиру. Для нас было печальным откровением, что черноморский жемчуг не котируется. Зато на медкомиссии в райвоенкомате врачи были удивлены объёмами лёгких несостоявшихся «ловцов жемчуга».
На вступительных экзаменах в одесский политехнический институт я встретил друга детства болгарина Юру Купчика. После успешного поступления в ВУЗ, поехали к нему на дачу в Каролино-Бугаз. На следующий день рано утром я вышел на берег. Промыл маску и трубку, натянул ласты. Запах тухлых яиц носился в воздухе. Ударом ноги забросил в куст остатки вареных яиц. Запах не исчез. Нырнул в воду и натянул резиновые жгуты подводного ружья. Проплыл буквально метров 15 и увидел на дне камбалу. Выстрел из ружья и есть первый трофей. Через четыре метра – второй, затем третий. Стоп. Вынырнул, снял маску и медленно вдохнул воздух. Да, это же сероводород! Каждый одессит знает, что это такое и что надо делать. Вылетел на берег, бросил всё на песок и понёсся на дачу.
- Парни! Подъём! Сероводород! Камбала у берега! – И понёсся к своему ружью. Ветерок начал дуть от берега сильнее. Я ушёл в море за вторую косу. Бил камбал на выбор, только крупных. На берегу меня ждали товарищи и полтора мешка из-под картошки с камбалами. С трудом поднял свою добычу и положил в общий котёл.
У Юры были врождённые качества торговца-менялы. В обед большой старый холодильник был забит мясом, фруктами и свежими овощами. В пластмассовых ёмкостях искрились различные вина. В погребе тоже было не пусто. Начало студенческой жизни было весёлым.
Когда испонилось 18 лет я вступил  в охотничье общество и купил за 18 рублей ижевскую одностволку. Изредка ходил с товарищами на охоту. Запомнился пятый курс.
В Одессе холера. С четвёртоё попытки состоялась наша с Таней свадьба. Всё откладывали, чтобы её родители приехали на свадьбу из ГСВГ. Официальная очередь на обсервацию была  длиной до середины ноября. Расписались 12 сентября, а 14 сентября в 18.00. открытие охоты на уток. С ребятами мы уже решили, что будем охотиться в Григорьевке, где уток видимо-невидимо. С Таней  этот вопрос я решил ранее, но не сказал, что останусь в Григорьевке и на утреннюю зорьку, т.е. с ночёвкой на третью ночь супружеской жизни. 14-го утром я собрался на охоту. Посмотрев внимательно на мой рюкзак, молодая супруга задала каверзный вопрос:
- Надеюсь, что ты вернёшься сегодня?
- Таня, там ещё утренняя зорька. – ответил я и начал медленное перемещение к дверям.
- Как? Тебя не будет дома? – очи жены пробежали по обуви на нижней полке вешалки.
Я мгновенно открыл дверь, выскользнул и захлопнул её. Через полсекунды в дверь ударились её туфли.
Охота была не просто плохая, а очень-очень плохая.
С охоты я привёз большой букет полевых цветов и маленького-маленького куличка.
- Жалко, что мы съели куличка. Надо было оставить как семейную реликвию.
- Давай лучше оставим на веки вечные твои «летающие» туфли.
После института я пошёл служить в армию. Спасибо тестю, попал в ГСВГ.
Открытие сезона охоты на уток на рыборазводных прудах под Котбусом. Здесь я начал постигать основы профессиональной охоты под руководством тестя. Он в 12 лет в Сибири, когда голодала семья, пошёл на охоту в тайгу и завалил лося. Он оборудовал засидку на мысу. С открытием охоты в 18.00 тесть стрелял и сбивал, а я – собирал. Во время паузы утиных полётов я взял свою одностволку и обошёл остров, сделав шесть выстрелов, я принёс шесть крякв. Когда стемнело, он перестал стрелять, потому что уже не видел летящих уток, а я дальтоник начал их сбивать. Сбил семь уток, но седьмой оказалась лысуха, а мы договорились их не стрелять. За вечернюю зорьку 20 охотников добыли 80 уток, из них 34 были наши. После утренней зорьки уток поделили среди охотников поровну. На меня единственного одноствольника смотрели с уважением.
После этой охоты тесть мне подарил элитное ружьё, с которым я охотился 35 лет.
Проходя службу в 1972 - 1976 гг. в Магдебурге, мне не раз приходилось принимать участие в немецких плановых охотах и один раз в «Королевской».
Особенности немецкой  охоты в те годы. Оружия на руках у немецких охотников не было.  Оно хранилось в полицейском участке и выдавалось на руки хозяевам в день охоты, а после охоты и чистки сдавалось в участок.  Сдавались оставшиеся патроны и отстрелянные гильзы. Чтобы стать охотником, надо было пару лет побегать загонщиком, изучить законодательство, научиться стрелять и после успешно сданных экзаменов получить разрешение на покупку ружья.
Плановая охота. На основе анализа зимних и весенних звериных следов егерям сверху спускались планы  по отстрелу дичи по каждому виду, за исключением уток. На последних охотились только наши охотники, а немцы считали, что готовая утка в гастрономе значительно дешевле убитой на охоте. С позиций немецкой марки (название немецких денег) они были правы, но мы их не понимали.
Наш армейский охотколлектив поддерживал хорошие рабочие отношения со стендальскими егерями. Конкретный пример. Нас пригласили на плановый отстрел зайца. У района план на 6 тысяч зайцев, которые подлежат отстрелу. Началась охота. Мы стреляем и подбираем. Трофеи складываем в кузов Газ-66. Если зайцев вровень с бортами, то это 240 зайцев. Если с горкой, то 260. Если горку насыпали высокую, а после трогания грузика с места часть зайцев выпала за борт, то в кузове оставалось 280 зайцев. По окончании охоты каждый охотник брал по два зайца. Можно было взять и третьего, если какие-то семейные торжества. Помогали егерю всё это отвезти к нему домой и повесить в большом  бетонном холодильнике.
Королевская охота. После получения немецкой золотой медали Артура Беккера, я был приглашён на королевскую охоту  в Магдебургском округе. Началось всё с общего построения. Затем егеря в старинных костюмах  средневековья сыграли на охотничьих рогах средневековый марш охотников. Коротко напомнили правила. Первая жеребьёвка. Распределение по командам. Вторая жеребьёвка по распределению мест в команде. Охота на оленя, кабана и косулю. Стрельба только пулей. Разрешалось нарезное оружие, но без оптики. Три загона. Представили загонщиков из числа молодых местных охотников.
Я одел масхалат и встал в строй. Расставили по номерам. Слева Вольфганг, а справа военный атташе одной из держав, естественно, с карабином. В первом загоне со второго выстрела атташе положил молодого кабана. Мы его поздравили. Во втором загоне справа
из-за спины Вольфганга выбежал козёл с красивыми рогами. Мой друг браво отдуплетился, но промахнулся. Вторая пуля немного развернула козла в мою сторону. Он скачет по вспаханной полосе отдаляясь от линии стрелков. До него шагов семьдесят. Прицеливаюсь с соответствующим выносом и стреляю. Козёл падает. Быстро пережаряжаю нижний ствол на жакан. Раненый козёл начинает медленно подниматься. Тщательно прицелился и выстрелил. Козёл упал и не шевелился. Быстро перезарядил ружьё. В третьем загоне отличился немец. Он положил четырьмя выстрелами из карабина дикую свинью и трёх кабанчиков, которые выбежали в двадцати метрах от него.
Сидим в большом охотничьем гаштете. Руководитель молодых охотников отчитывается: количество произведенных выстрелов, количество попаданий и количество промахов. За каждый промах охотник должен подарить молодым охотникам одну марку. С зелёными шляпами молодёжь обошла все столы и собрала монеты. Их подсчитали и доложили, что всё правильно. На столы подали приготовленную дичь, добытую на королевской охоте. Я достал из своего ранца три бутылки «Столичной». Одну отправил на стол молодых охотников за козла, которого они выгнали на меня. На свой стол выставил две бутылки за два своих попадания в цель в нашей группе.  За самый меткий выстрел жаканом из гладкоствольного ружья по бегущему зверю на расстоянии в 70 метров получил приз – бутылка немецкого охотничьего шнапса. Её тоже выставил на стол. Это коллективный приз, т.к. Вольфганг развернул козла на мой сектор стрельбы.
После перевода в Киев часто выезжал на охоту с офицерами училища. После ГСВГ охота здесь была на порядок ниже по порядку, обилию дичи и ухоженности охотничьих угодий. Чаще с тестем и сыном выезжали на уток в Ржищевское охотхозяйство. Со временем тесть охладел к охоте. Он готовим классный скрадок, маскировал всё отлично, выставлял чучела, но не стрелял, даже, когда утка садилась среди чучел. Он сидел в лодке и думал.
Свой знаменитый «зауер три кольца» он завещал своему внуку.
Пришло время и я, по примеру тестя перестал стрелять на охоте, а переключился на грибы  и рыбалку. Добился очень хороших результатов.
Рыбная ловля и грибы (продолжение)
В 1972 году меня отправили в отпуск. У тестя отпуск отложили на неделю.  Женщины уже были в Одессе и мы решили, что это время я буду рыбачить и собирать грибы.
Он вручил мне фишкарту, которая давала мне возможность рыбачить на немецком зарыбленном озере. Я предварительно изучил маршрут к этому лесному озеру. Утром в понедельник я сел на велосипед и добрался до этого озера. Небольшое, ухоженное с выступающими в воду мостками и с номерами по порядку при входе на мосток. Поздоровался с работником, предъявил фишкарту. Мне предложили выбрать место. Я выбрал мосток с номером два. Мне вручили  большую линейку с нарисованными карпом и угрём. Я знал, что, поймав рыбу, я должен её измерить. Если она меньше этих размеров, то её надо выпустить в водоём, а если больше, то она моя. Я собрал бамбуковую удочку, наживил на крючок червяка и забросил его в воду. Закрепил её в специальном приспособлении  для удочки. Рядом с креслом положил в специальное приспособление подсак и начал готовить вторую удочку. Смотрю поклёвка. Откладываю вторую удочку. Подсекаю рыбу и подвожу подсак под здорового карпа. Вытаскиваю его на мосток. К удивлению он ведёт себя почти спокойно по сравнению с нашими карпами на Родине. Снял с крючка и и приложил к линейке. Не хватает одного сантиметра, чтобы я мог его законно опустить в свой садок. Нежно выпускаю его в родную стихию. Опять наживляю червяка и забрасываю  его в воду. Берусь за вторую удочку. Опять поклёвка. Подсекаю и вытаскиваю карпа немного больше, чем предыдущий. Измеряю. Этот в длину 34 см. Опускаю его в садок. Опять наживил червя,   забросил в пруд и закрепил удочку.Взялся за вторую удочку, но увидел, что снова клюёт. Бросил несобранную удочку и быстро подсёк. По сопротивлению почувствовал, что этот карп крупнее предыдущего. Вытащил и измерил. Этот был длиной 38 см. Нежно опустил его в садок. Достал червя и начал насаживать его на крючок.
- Ферботен! – раздалось громко за спиной.
- Варум? – спросил я тоже громко и даже сердито. – Клёв же идёт. Не мешай.
- Хальт! Смотри конечный пунк на фишкарте.
Смотрю, а там написано, что рыбалка прекращается при улове больше пяти килограмм.
- Что у меня в садке больше пяти килограмм?
- Да, больше на 850 грамм. Можем взвесить. Весы покажут 5 килограмм 850 грамм.
- Я вам верю. Вы профессионал своего дела. А счастье было так коротко!
- Обычно ваши товарищи вместо этих слов произносят крепкие выражения.
- Орднунг ист орднунг. Зачем же ругаться?
- Да, порядок есть порядок. Если вы не имеете ничего против, то в том небольшом озере без номера ваша любимая краснопёрка. Ловите сколько хотите.
- А почему краснопёрку - ловите, сколько хотите?
- У нас она отнесена к сорной рыбе и подлежит уничтожению.
Собрал удочки, улов и простился. Ехал на велосипеде домой и успокаивал обиженную душу. Почему краснопёрка сорная рыба? Да, она вкуснее ваших карпов!
В обед сказал тестю, что больше рыбачить не буду и вернул фишкарту.
- Я так и думал. Хорошо подумай над всем этим. Главное, не горячись. Берись за грибы. Говорят, что белых сейчас много в немецких лесах.
На следующий день, оседлав велосипед, я выехал за пределы гарнизона. Километра через четыре въехал в подходящий сосняк. За час набрал корзину белых грибов. Сел под молодой сосной и задумался. Мешали думать молодые сосны. Как назло, они были посажены точно по параллельным линиям  с равными расстояниями в ряду. В междурядьях не было ветвей и мусора и грибы были видны издалека. Завтра надо будет взять бинокль.
В отпуск поехали с большим запасом насушенных в духовке белых грибов.
В один из отпусков с другом Виктором Кузнецовым выехали на рыбалку в Григорьевку на Тилигульский лиман. Надули лодку и поплыли искать счастливое место.  Только на девятой стоянке мы нашли то, что искали.  Клёв был беспрерывным. Мелочь выбрасывали сразу. Вначале закончились рачки, а затем и черви. Первых и вторых, честно, мы набрали много. Вернулись на стоянку и отвезли улов моей маме. Трое суток два пенсионера чистили и потрошили наш подарок.
1981 год. Получил квартиру в Киеве. Из трёх предлагаемых выбрал ту, которая в доме на берегу Оболонского залива. Убедил жену, что эта квартира лучшая в мире и она будет ходить по ней в любимых шерстяных носочках по деревянному паркету, как в Сибири во времена детства. Убедил.
Ловля лещей на Днепре. Заказал мастеру два спининга со всеми причиндалами. Стал ловить со свободных мостков. Больше двух, как правил, не попадалось.
Помню один случай. Август. Встал в полдень на мостки своего тёзки Виктора, который много времени уделял своему внуку Ванечке, и разрешил мне пользоваться его пустующим мостком. Забросил далеко два спинига. Помогли навыки по метанию копья в школьные годы с чемпионскими наградами и метание ручных гранат в армии за 60 метров. Не клюёт. Справа рядом изумительная лагуна с кувшинками, но с этого мостка туда поплавчанку не забросишь. Беру поплавчанку покидаю свой мосток и перехожу на правый. Он как раз рядом с кувшинками. Первый заброс, поклёвка, хорошая верховодка. И пошло, поехало. Слышу, какой-то шум слева. Поднял голову, народ бегает напротив моего мостка и кричит, что клюёт. Складываю поплавочную удочку, беру улов и бегом к своему мостку. Смотрю на катушке уже почти нет стальки. Резко подсекаю и чувствую такой рывок с протиположной стороны, что сразу понял – сом! И не хилый! Началась борьба. С большим трудом я наматывал по паре витков катушки в первые минуты, затем уже не было сил наматывать. Я понял, что сом сильнее. За спиной на набережной вначале подавали советы, пока я их не обложил …, затем начали заключать пари. Я вложил все силы в рывок, по всей видимости, одновременно с рывком сома на другом конце. У меня нет других объяснений. Сталька лопнула, а она рассчитана на усилие в 160 -180 кг Я полетел назад на мостки со спинигом в руках. Больше таких поединков у меня с сомами не было.
Второй случай. Мне «вручили»  внука на неделю с утра и до обеда. Когда мы проходили мимо супермаркета, он молча заходил туда и брал с полок то, что ему запретила мама. Я брал свои «продукты», молча рассчитывался и мы шли на остров. Пока я прикармливал место вареным горохом  и забрасывал удочки на леща, он быстро поедал и выпивал всё, что выбрал в супермаркете. Я надувал матрас и он ложился в тени и мгновенно засыпал, ая его накрывал лёгким одеялом. Я ловил какую-то мелочь и соблюдал тишину. Просыпался внук ровно в 13.00. и говорил, что пора идти к маме. Через неделю мои «приятные муки» закончились и я сдал полностью внука дочери.
На следующий день, с проснулся ни свет, ни заря. Взял удочки и пришёл на место «недельных мук». Собрал первую удочку и забросил на привычное место. Буквально через несколько секунд поплавок  лёг. Да, я же знаю все глубины здесь. Это лещ! Подсекаю и вытаскиваю приличного леща. После пятого я остановился. Вовращаюсь домой и на кухне начал тихо чистить лещей. Проснулась супруга и зашла на кухню.
- Откуда рыба?
- Да, сходил на место отдыха внука и наловил за несколько минут.
- А почему целую неделю за полдня рыбалки ты приносил мелкую плотву?
- Охранял сон внука.
- Собираемся и поехали на дачу. Накормим родственников свежей жареной рыбой.
Купил надувную лодку. Стабильно ловил леща напротив концертного комплекса киевского пивзавода в урочище «Наталка». Когда стукнуло 55 лет, отдал лодку сыну и опять освоил берег. Любовь к поплавчанке оказалась сильнее.
Запомнился один комедийный случай ночной рыбалки, доказывающий, что мужская солидарность самая крепкая в мире.
Прочитал в одной книге о ночной ловле леща на вершинах подводных холмов. У родителей жены на Нижних садах дача почти на берегу большого озера с конфигурацией гигантского бумеранга. Я вспомнил местоположение небольшой речушки с высоким правым берегом до размыва всех речушек и озёр, когда намывали песок на будущий Харьковский массив. С грузом на нитке я нашёл верхушку этого бывшего речного берега на глубине около четырёх метров. Два дня прикармливал и на третьи сутки выплыл на ночную рыбалку.
Тихо встал на якоря. Бросил прикорм. Надломил три япоских «свечи» для рыбалки, которые тут же засветились неярким зелёным светом,  и вставил их в крупные поплавки. Наживил крупных земляных червей, тихо забросил удочки и стал ждать поклёвки. Обращаю ваше внимание, что надо соблюдать строжайшую тишину. Примерно в 22.40. один поплавок лёг. Спокойно  просчитал до пяти и резко подсёк. Вытащил хорошего леща и тихо опустил в садок. Минут десять - пятнадцать пауза. Затем опять поклёвка. Подсечка и т.д. Ночной клёв продолжался часа два. Затем, как ножом, обрезало. Я поймал восемь лещей.
Рассказать я хочу не об этом, а об интересном событии под кодовым название «Хочу звезду!» или о мужской солидарности.
Сижу ловлю. Три леща уже в садке. Звёзды, луна и тишина. Изредка небо прочерчивают метеориты.  Август есть август.
Вдруг вдалеке на левом от меня берегу раздаётся женский голос, который поёт песню, и тише звучит мужской голос, который просит женщину одеться и замолчать, т.к. уже поздно и люди давно спят. Дама даёт логичный ответ, что она слышит только лай собак, а людей не слышно. Значит, людям нравится её фигура и её песни приятны. Без всякой паузы после восхваления своей фигуры и песен, она сразу переходит на обвинения.
- Ты, вообще, нехороший человек и к тому же ещё большой обманщик.
- А почему и обманщик? Я тебя не обманывал никогда.
- Врунчик ты бессовестный. Кто обещал подарить мне звезду с неба?
- Я, моя дорогая. И подарю, когда она упадёт с неба.
- Смотри, обещалкин. Три звезды купаются в нашем озере, а ты их даже не видишь.
В это время клюнул лещ и один поплавок лёг на бок.
- Во, одна звёздочка даже плавает.
Я подсекаю и начинаю вытаскивать леща к лодке.
- Во, одна улетела на небо. Вперёд, я хочу звёздочку.
Мужчина раздевается и плюхается в воду.
Я снимаю леща с крючка и опускаю его тихо в садок, а заодно вытаскиваю светящуюся японскую свечу из поплавка.
Мужчина подплывает к лодке и говорит два волшебных слова:
- Выручай, друг.
Я протягиваю ему светящуюся «японскую свечу» и говорю:
- На счастье.
Он зажимает в руке подарок и плывёт к берегу, а я тихо и быстро вытягиваю якоря и бесшумно гребу к своему берегу. Последнее, что я услышал с удаляющегося берега:
- А зачем ты разговаривал с этими звёздочками? Завтра от меня ни на шаг!
Сейчас ловлю с пирса в Оболонском заливе на донки и поплавчанку.
Попробовал перейти на три спининга с мелодичными колокольчиками – валдайским и китайским из чистой меди, плюс наша киевская  трещотка с бубенцами.
Все купил и поставил на спиниги. Сижу на  раскладном стульчике со спинкой и читаю приключенческий роман и кайфую. Зачитался и не среагировал на валдайский и китайский колокольчики, пока рассерженные голоса зрителей с набережной не вернули меня из Гонконга в Киев. Во всю ещё звенел китайский колокольчик, а я привык к киевской трещётке с бубенцами, поэтому и не реагировал не перезвоны.  Сам раньше ловил с её помощью и они же трещали и трещат справа и слева у соседних рыбаков.
Убрал валдайский и китайский колокольчики и ловлю только на наши родные трещётки с бубенцами. Нечего выпендриваться со скрипкой в духовом оркестре.