Обращение к читателям

Примите часть силы моей и душевной теплоты как от военного профессионала.

Время такое, что с каждым днём жизнь становится всё тяжелее и менее радостной.

Мне уже пошёл 68-ой. Одна рука пишет эссе, а другая мысленно не выпускает АКМ.

Не спится соседу северному в столице златоглавой. Серьёзно нацелился на землю нашу.

Ему посвящаю свой новый сборник с названием «Путиниана».

Шестнадцать коротких рассказов глазами украинского патриота, в двадцять втором

поколении потомка славного рода запорожского Воскобійників.

Время пройдёт и напишут такого, что хоть стой или … лечи наших правнуков.

Я пишу о том, что вижу извилинами, а не глазами кремлёвской путаны.

Цель поставил простую - докопаться до истины диктатора соседнего.

Не исключаю, что могу немного ошибиться.

С уважением, Виктор Борисович.

четверг, 9 февраля 2012 г.

Был ли певец Борис Гмыря разведчиком в годы Великой Отечественной войны?

Гмыря Борис Романович

Был ли певец Борис Гмыря  разведчиком в годы Великой Отечественной войны?
Авторская версия эссе

Хочу начать эссе с двух исторических фактов.

1. Москва. 1951 год. По окончании декады украинского искусства в столице СССР был в Кремле устроен концерт, на котором присутствовал Сталин. Во время последовавшего после концерта банкета Сталин в сопровождении Хрущева, Берии  и других руководителей государства проходил по залу и остановился  возле Гмыри:
- Перед Гитлером пел?
- Пел, Иосиф Виссарионович, но не по своей воле.
- Знаю, если бы по своей, то передо мной бы не стоял.
Хрущев подмигнул Гмыре подбадривающе, а Берия – понимающе.

На следующий день по всесоюзному радио объявили, что заслуженному артисту Украины  Гмыре Борису Романовичу присвоили звание народного артиста Советского Союза.
Справка. Данное звание было присвоено Борису Гмыре, минуя присвоение народного артиста Украины, что было нарушением общепринятого порядка. Было за что, «пел» перед фюрером по воле Вождя Народов.
1952 год. Гмыре присуждена Сталинская премия за концертно-исполнительскую деятельность.   
2. Москва. Начало марта 1943 г. Сталину доложили, что Гитлер в панике  ночью вылетел с Винницкого аэродрома в Берлин.
- Почему в панике и ночью?
- Партизанское кавалерийское соединение старшего лейтенанта Наумова возвращается из рейда с юга Украины и идет на север. Ночью потрепало немецкие охранные части под Винницей, а Гитлеру доложили, что по вашему приказу десантировалась армия, чтобы пленить фюрера. Он быстро в самолет и - в Берлин.
- Негоже старшему лейтенанту фюрера гонять.
В этот же день 7 марта Наумову присвоили звание Героя Советского Союза (медаль № 924).
В апреле месяце в газете «Правда» был опубликован приказ о присвоении командирам крупных партизанских соединений звания «генерал-майор». Среди них была и фамилия Наумова.
Справка. Данное воинское звание было присвоено Михаилу Ивановичу Наумову в два этапа. Вначале полковника в марте - досрочно через три звания, что было нарушением общепринятого порядка, а затем уже генеральское. Было за что, фюреру сразу доложат о том, что «гоняльщику» присвоили звание Героя Советского Союза, а затем - генерал-майора. Следовательно, по приказу Вождя Народов очень сильно фюрера «гонял».

5 августа 1903 года в уездном городке Лебедине на Сумщине в семье каменщика Романа Гмыри родился сын, которого назвали Борисом. 1914 год. Началась I мировая война и поставила точку на детстве. Надо было помогать семье. За плечами церковно-приходская школа. В  11 лет Бориса устроили посыльным в канцелярию. В 1919 г. он работает  грузчиком в Севастополе, затем кочегаром на катере, затем -  матросом. В 1926 г. поступил на вечерний рабфак, который успешно закончил в 1930 г. Затем пять с половиной лет учебы в  Харьковском инженерно-строительном институте, который закончил с отличием. Выдвинут на научно-исследовательскую работу. Но жизненное призвание оказалось не в разработке новых домов и заводов, а в песенном искусстве. Начинал, как и все. Принимал активное участие в студенческой самодеятельности как солист и руководитель хора.
После встречи с профессором консерватории П.В. Голубевым, который его прослушал и сказал: "Материал профессиональный, пению нужно учиться, но строительный институт надо окончить, чтобы специальность была". Параллельно с учебой в ХИСИ Гмыря заканчивает подготовительные курсы при консерватории.
Если когда-то в Украине будет Книга «Самых успешных граждан Украины» то первое место в ней по праву займет Борис Гмыря.
Во-первых, когда он поступал в Харьковскую консерваторию, приемная комиссия пришла в ужас, узнав, что певец совершенно не знает нот.
Во-вторых, через год учебы он стал первым студентом.
В-третьих, через четыре года стал мировой знаменитостью.
В этот период параллельно с учебой в консерватории он работает солистом в Харьковском академическом театре оперы и балета, куда его пригласили  16 августа 1936 года. Этот день стал началом его оперной деятельности. Первые два года он пел небольшие партии, но наряду с ними ему уже поручали и первые роли: Томского в " Пиковой даме", Галицкого в "Князе Игоре", Вакулинчука в опере "Броненосец Потемкин", Половцева в опере "Поднятая целина".
В январе 1939 года Борис Гмыря  принял участие во Всесоюзном конкурсе вокалистов в Москве, где стал  лауреатом и получил вторую премию. В том же году окончил с отличием Харьковскую консерваторию, в которой учился вокалу у человека, который дал ему путевку в мир вокала - известного педагога П. Голубева, ученика прославленного Федерико Бугамелли. По выпуску из консерватории  был приглашен в Киевский оперный театр.
21 июня 1941 г. артисты Киевского оперного театра получили отпуск. Большая группа поехала отдыхать в Крым. 22 июня фашистская Германия напала  на Советский Союз.
В оккупации певец оказался в силу следующих обстоятельств. Начало войны застало его в Крыму, и на предложение сослуживцев срочно вернуться в Киев Борис Романович махнул рукой: "Да что вы, через неделю война закончится! А тут тепло, хорошо..." Когда он добрался до Киева, то  эшелон, с которым театр эвакуировался в Уфу, уже ушел. Он в эшелоне с беженцами добирается до Харькова, где его берут в  Харьковский театр.
Во время эвакуации из Харькова, руководители, которые отвечали за эвакуацию театра,  были слишком заняты отправкой собственной мебели. В результате артисты оказались на оккупированной территории. Театр вновь стал работать и Гмыря снова стал петь в театре. Репертуар театра согласовывался с оккупационными властями и состоял из классических мировых и украинских произведений. Борис Романович пел Коллена в «Богеме», Рокко в бетховенском «Фиделио», Сусанина, Тараса Бульбу. Немцы были поражены высоким профессионализмом певца и сразу поняли, что Гмыря — величайший мастер.
На него обратили серьезное внимание работники управления доктора Геббельса, которые занимались пропагандой на оккупированной территории и культурным обслуживанием немецких войск на оккупированной территории.
Немецкая пунктуальность, четкое выполнение намеченного, продуманность процесса до мелочей удивили певца. Жизнь превратилась в постоянные разъезды. Составленный заранее и согласованный во всех инстанциях месячный план концертов в крупных воинских частях и театрах для солдат и офицеров вермахта, для местного населения неукоснительно выполнялся.

В этот период Борис Гмыря стал очень интересен для советской разведки как источник ценной информации о противнике. Были сделаны практические шаги. Он хорошо был знаком с Раисой Окипной, примой Киевского оперного театра, которая входила в подпольную группу чекиста Ивана Кудри  (резидентура "Максима").

Борис Романович был всегда патриотом своей страны, что бы о нем не говорили и не писали разные завистники и злопыхатели.

Естественно, возникает вопрос, почему на эту тему никогда не говорил Борис Романович?
Хочу обратить ваше внимание на краткое высказывание академика Вячеслава Сабалдыря, который на протяжении 72 лет является болельщиком киевского «Динамо», в интервью 6 сентября 2009 г. газете «Бульвар Гордона» № 35 (227). Оно было  посвящено 67 годовщине футбольного «матча смерти»  между футболистами киевского «Динамо» и сборной  «Люфтваффе». Он сказал:

«Человек, работавший на НКВД, давал подписку молчать до конца жизни, чекисты же в свою очередь гарантировали ему полную секретность на протяжении 100 лет со дня его рождения».

Следует отметить, что подавляющее число театров на оккупированной территории Украины работало. Глубоко этот вопрос исследовал доктор искусствоведения, член-корреспондент Академии искусств Украины Валерий Гайдабура.
На 1 апреля 1942 года  рядом с Grosse Оper Кiew (Большая опера Киева – так назывался наш театр в годы оккупации), который открыл тетральный сезон  27 ноября 1941 года (директор и художественный руководитель - Вольфганг Брюкнер) работали: театр оперетты (директор - Дымников, главный режиссер - Новиков), Украинский театр комедии (руководитель - Пауль Беккерс, художественный руководитель - Ходский), Kleinkunsttheater ("Театр малых форм", художественный руководитель - Ганс Телен, балетмейстер - Васютинский, дирижер - Кукловский).  Театр-студия "Гроно" работала в Киеве включительно по сентябрь 1943 года, затем труппа перебралась в Берлин.
Кратковременной была жизнь украинских драматических театров - оккупационные власти запретили деятельность Киевского драматического театра имени Садовского и Музыкально-драматического театра имени Затыркевич-Карпинской, усмотрев в диалогах спектаклей "Гетьман Дорошенко" Старицкой-Черняховской и "Про що тирса шелестіла" Черкасенко схожесть с лозунгами украинских националистов. Причина их закрытия была политической. В конце 1941 г. в Киеве украинские националисты-мельниковцы, работающие в оккупационных органах управления и бурггомистрате, вышли с предложением о передаче им расширенных функций управления гражданскими и хозяйственными вопросами на территории Украины. Гестапо, напуганное демашем ОУН Степана Бандеры в городе Львове 30 июня 1941 года, когда они провозгласили создание Украинского Независимого Соборного Государства, назначили премьер-министра и через львовскую радиостанцию оповестили об этом событии весь мир, тут же арестовали  руководство ОУН-мельниковцы. В феврале 1942 г. они были расстреляны в Бабьем Яру. На большом кресте за памятником жертвам Бабьего Яра были выжжены их фамилии. На первом месте имя и фамилия украинской поэтессы Олэны Тэлиги. Первая почтовая марка независимой Украины была с ее портретом. Сегодня на двух мемориальных плитах можно прочитать фамилии около сотни погибших героев, а на центральной плите – общее количество погибших, приближающееся к семи сотням.
Вы обратили внимание, что директорами театров были назначены немцы, с которыми  режиссеры согласовывали репертуар, маршруты гастрольных поездок. Фашистская власть предпочитала оперу, балет и оперетту.
Так, 20 июня 1942 года в честь приезда в Киев рейхсминистра, рейхсляйтера Розенберга вместе с рейхскомиссаром Украины Эрихом Кохом в Grosse Оper Кiew, показали балет "Коппелия" Лео Делиба. На языке оригинала исполнялись новые оперы культового немецкого композитора Рихарда Вагнера - "Лоэнгрин" и "Тангейзер" и привычная классика: "Пиковая дама" Чайковского, "Наталка Полтавка" Лысенко, "Кармен" Бизе, "Травиата" и "Аида" Верди.
После великолепных отзывов со стороны генералов, офицеров и солдат немецкой армии о певческом и сценическом мастерстве Бориса Гмыри министр пропаганды третьего рейха дал согласие на его концерты в Берлине.

Ему очень завидовали его же коллеги артисты. Да, Гмыря получал генеральский паек от немцев, его развозила по концертам персональная легковая машина с водителем и офицером СС, который о нем «заботился», он жил в приличной квартире.
Никому в голову не приходило, что каждый день он ходил по «лезвию ножа», что места проведения массовых мероприятий оккупантов были целью террористических акций подполья и советской разведки.

Приведу один пример.
Оккупированный Киев, зима, февраль, здание  Grosse Оper Кiew.
В здании театра фашистское командование проводит совещание с командирами соединений и частей, расположенных на территории оккупированной Украины. Зал заполнен генералами и старшими офицерами. Совещание проведено. Участники во время перерыва прошли в буфет – кофе и бутерброды. Курительная комната, в которой желающие выкурили по сигарете.
Все заняли места в зале. В программе совещания предусмотрена культурная программа.  После перерыва концерт знаменитого украинского певца Бориса Романовича Гмыри. Певец выходит на сцену и зал взрывается громом аплодисментов и приветственных криков. Многие его знают лично, он выступал у них в частях и они помнят его неповторимый бас и певческое мастерство.
Звучат арии из известных классических опер. После каждой арии аплодисменты становятся все громче и продолжительнее. Певец на авансцене исполняет очередную арию.
Вдруг под потолком зала раздается громкий удар и грохот, в зале гаснет свет, что-то огромное обрушивается на партер, раздаются громкие крики о помощи и стоны раненых. В зале вспыхивают лучи фонариков, в воздухе парит строительная пыль. Кто-то из старших по званию берет командование на себя и отдает четкие команды. Участники совещания организованно покидают зал, одеваются в гардеробе, где им сообщают, что купол театра, крышу и пол зала пробила стокилограммовая фугасная бомба, сбившая гигантскую люстру, которая упала на участников совещания, сидевших в партере – 29 человек пострадавших. Бомба вонзилась в бетонный пол в подвале и к счастью не взорвалась.  Транспорт подали к театру и участники совещания разъезжаются.
Предыстория.
О дате предполагаемого совещания знал очень ограниченный круг лиц военноначальников вермахта и оккупационной администрации. Знал об этом и Борис Гмыря, т.к. по регламенту министерства пропаганды ему составляли месячные планы выступления с опережением недели на две, чтобы утвердить их в Берлине.
Ведомство Лаврентия Павловича Берии, естественно знало о готовящемся совещании заранее и усиленно «готовилось» к нему.
Одновременно готовилось две операции.
1.      По линии киевского подполья.
Подпольщики планировали с помощью технического младшего персонала театра незаметно занести в подвал под помещением зрительного зала достаточное количество взрывчатки и в нужный момент взорвать ее. Гестаповцы предполагали эти действия со стороны партийного подполья и смогли предотвратить этот взрыв.  К этому времени  в рядах подпольного партийного руководства был предатель, который работал на гестапо. Диверсанты в Киеве действовали очень активно и не давали покоя оккупацционным властям. Так, 24 сентября 1941 года, буквально через четыре дня после прихода немцев в город, группа чекиста И.Д.Кудри  (резидентура "Максима") в комендантский час взорвала склад магазина "Детский мир", куда население по приказу оккупантов сдавало радиоприемники. В результате детонации на воздух взлетела военная комендатура, располагавшаяся в соседнем здании, где погибло немало гитлеровских офицеров. Вслед за комендатурой был взорван кинотеатр, в котором немецкие солдаты смотрели хронику о покорении Франции.  
Под руководством Лаврентия Берии готовилась операция с очень оригинальным «сценарием».
1.1.Кадровики подняли личные дела летчиков-истребителей фронтовой авиации. Был отобран кандидат, который окончил школу пилотов на киевском стадионе «Чайка» до войны, и хорошо знал Киев сверху. С ним серьезно изучили снимки Киева и киевского оперного театра. Его переправили в партизанское соединение, у которого был полевой аэродром, расположенный ближе всего к Киеву.
1.2.На этот аэродром был переправлен самолет У-2.
1.3.Была доставлена специальная бомба из Москвы, начиненная очень сильной взрывчаткой. Аналитики подняли данные по погоде в Киеве за последние десять лет по дате проведения операции и установили взрыватель с учетом сброса бомбы с высоты в 600 метров.
В день проведения совещания по команде летчик поднялся на У-2 с партизанского аэродрома с бомбой и полетел на Киев. Погода по маршруту отличалась от прогноза. Он запаздывал. При подходе к Киеву летчик столкнулся с низкой облачностью около двухсот метров. Поэтому он снизился и со второго захода сбросил бомбу снайперски в центр стеклянного купола.
Почему она не взорвалась?
На носу бомбы есть взрыватель, чтобы она не взорвалась раньше, чем надо, на него навинчивают предохранитель. Предохранитель освобождает взрыватель на подлете к земле и бомба взрывается. Для этого надо, чтобы было соответствие между высотой сброса бомбы и установкой на предохранителе. В этой операции бомба была сброшена с высоты в 200 метров, а не с запланированных 600 метров, поэтому она не взорвалась.

В далекой Франции в ноябре 1942 г. гестапо арестовало руководителей «Красной капеллы» А. Гуревича и Л. Треппера. Эти события повлияли на судьбу Бориса Гмыри.  
Начать, правда, придется с 20-х годов.
Ольга Чехова – красавица с загадочной судьбой, гениальная советская разведчица.
Она родилась в России в 1897 в Петрограде. Летом 1914 года семнадцатилетняя Ольга тайно обвенчалась с Михаилом Чеховым, племянником писателя Антона Павловича Чехова.
Летом 1923 года после гастролей МХАТ в Германии артист Михаил Чехов не вернулся на Родину. Вместе с ним осталась в Берлине и супруга.  После двух неудачных браков Ольга Чехова занялась актерской карьерой. Начинала она с бедных театров. Бралась за любые роли, упорно пробиваясь наверх. В 1924 году имя Чеховой появилось на афишах известных берлинских театров как примы.
Но решающую роль в ее карьере сыграло кино. Самообразование, усердие, платные уроки вскоре привели к тому, что Ольга заговорила на немецком языке как коренная немка. Она снялась почти в двух сотнях картин, отдавая предпочтение картинам романтического характера.
Однажды партийный вождь Борман предложил Гитлеру познакомить его с артисткой Ольгой Чеховой. Фюрер усомнился: стоит ли иметь дело со славянкой, мало того, с русской? Но, увидев голубоглазую красавицу, окинув взглядом ее точеную фигуру, шутливо погрозил пальцем: «Ты обманываешь меня, Мартин. Русские бабы, насколько мне известно, толстые и скуластые. А эта – настоящая арийка!»
С этого момента Гитлер лично приглашал Ольгу Чехову на все важные государственные торжества,  всегда усаживая ее рядом с собой.  Дружила Ольга Чехова и с Евой Браун. Они вместе часто ездили на премьеры, устраивали пикники и делились маленькими женскими секретами. Другой близкой подругой актрисы стала жена Геринга Эмма Зоннеманн.
Она тактично отвергала ухаживания Геббельса, но когда гитлеровские войска вторглись в Крым,  обратилась к нему с просьбой дать распоряжение, чтобы оккупанты не разрушали мемориальный дом А. П. Чехова. Ее просьбу выполнили.
Ряд западных источников сегодня с уверенностью утверждают, что именно Ольга Чехова и была тем таинственным, прекрасно осведомленным источником информации, с которым всю войну поддерживал связь обосновавшийся в Швейцарии знаменитый резидент советской разведки Шандор Радо, написавший после войны книгу воспоминаний «Под псевдонимом «Дора».
Их шифровки были бесценны для советского высшего руководства. Приведу несколько подлинных донесений:
• 2.6.41. Директору.
Все немецкие моторизованные части на советской границе в постоянной готовности, несмотря на то, что напряжение сейчас меньше, чем было в конце апреля – начале мая. В отличие от апрельско-майского периода подготовка на русской границе проводится менее демонстративно, но более интенсивно. Дора.
• 18.6.41. Директору.
Нападение Германии на Россию намечено на ближайшие дни. Дора.
• 23.6.41. Директору.
В этот исторический час с неизменной верностью, с удвоенной энергией будем стоять на своем посту. Дора.
• 2.7.41. Директору.
Сейчас главным действующим оперативным планом является план №1; цель – Москва. Операции на флангах носят отвлекающий характер. Центр тяжести на центральном фронте. Дора.
• 7.8.41. Директору.
Японский посол в Швейцарии заявил, что не может быть и речи о японском выступлении против СССР, пока Германия не добьется решающих побед на фронтах. Дора.

Две последние шифровки позволили принять стратегическое решение о переброски резервов из-за Урала и разгромить немцев под Москвой.
В ноябре 1942 г. во Франции во время ареста руководителей «Красной капеллы» А. Гуревича и Л. Треппера, которые упоминались уже выше, гестапо захватило шифры и прочитало часть радиограмм «Доры», которые перехватывали и записывали немцы с июля 1941 года.
Они были в шоке!
Сталин получал информацию от высшего командования вермахта, он все знал. Гестапо приняло соответствующие меры, но возникла существенная проблема – Швейцария нейтральная страна.
Москва предприняла срочные ответные меры по созданию дублирующего канала связи, по которому должны были передаваться шифровки, минуя радиопередатчики «Доры», чтобы гестапо не знало, что уже знает Сталин.
Концерты Бориса Гмыри в Берлине были большим культурным событием. Как правило, их организация проходила под личным контролем Геббельса. Обычно проводилось 2-3 концерта. На последний концерт, как правило, приходил Адольф Гитлер в сопровождении высших руководителей третьего рейха. После концерта фюрер приглашал певца на ужин, на котором присутствовало его ближайшее окружение.
Так, Борис Гмыря во время посещений Берлина, где давал концерты для высшего политического и военного руководства Германии, контактировал с Ольгой Чеховой.

 Сын Лаврентия Берии, Серго, в своей книге «Мой отец – Лаврентий Берия» написал: «Ольга Чехова была связана сотрудничеством с моим отцом много лет. Я знаю, кто ее вербовал, и на каких основаниях это делалось, но не считаю себя вправе говорить о таких деталях из биографии разведчицы. Могу сказать лишь, что в отношении Ольги Чеховой не было допущено никаких провокаций, и работала она на советскую стратегическую разведку отнюдь не из материальных соображений.
7 ноября 1943 г. был освобожден Киев – столица Советской Украины. Гмыри в Киеве не было.
Советские историки не любили вспоминать, что киевский театр оперы и балета работал во время оккупации. Многие артисты просто не успели уехать, т.к. они летом 41-го отдыхали в Крыму, и пока добрались до театра, часть труппы уже эвакуировали. Можно ли осуждать людей, которые в силу разных обстоятельств остались в оккупации, в том числе и потому, что советское руководство практически бросило своих граждан на произвол судьбы? В годы войны в театре работала сборная труппа артистов. Некоторые добровольно, а некоторые по принуждению. Из воспоминаний известного дирижера Стефана Турчака:
«Мне рассказывали коллеги, если нужно было срочно разучить новое произведение, немцы сгоняли музыкантов и в течение недели держали в театре, заставляя репетировать день и ночь. Кормили, правда, с немецкой аккуратностью - три раза в день. За саботаж или неявку расстреливали. Кстати, театральные декорации и костюмы немцы перед отступлением аккуратно сложили и вывезли.  Их обнаружили в 1945 году под Кенигсбергом и вернули в театр.
При немцах спектакли в театре шли регулярно, и например, для евреев, которые играли в оркестре, это была единственная возможность выжить. В основном, артисты просто занимались своим делом, но после войны им (существовал даже такой термин - "оставанцы"), конечно, пришлось несладко».
Из воспоминаний племянницы Веры Августовны, второй жены певца, Анны Принц, президента Фонда Бориса Гмыри известно, что гаулейтер Украины Эрих Кох издал распоряжение вывезти из Украины певца Гмырю живым или мертвым.
Она рассказывает: «Его спас от неминуемой смерти комендант Полтавы, немец, образованный человек. Он был покорен талантом украинца. И когда немцы покидали Полтавскую область, он позвал к себе Гмырю и сказал: "Борис, выбирай сам. Ты без Украины не сможешь жить и петь. Вот самолет, выбирай сам: или ты улетаешь и перед тобой открыты все театры мира, или останешься здесь и..." Борис Романович отказался. Немец понимал, что он, как дерево, вырванное с корнем, не приживется на другой земле. И ТАК петь уже не будет».
Ответ на вопрос «Кто же непосредственно спас певца от фашистов?» мы находим в воспоминаниях  Никиты  Хрущева «Время. Люди. Власть».
«Не помню точных чисел, но, видимо, в марте (я определяю по распутице; была невероятная распутица) наши войска предприняли очередное мощное наступление и опять сбили немцев с их позиций (от автора. В марте 1944 г. Н.С. Хрущев был одновременно Членом военного совета фронта и первым секретарем ЦК компартии Украины). Враг не выдержал натиска и бежал, оставляя огромные военные обозы, а также многих людей, которых немцы тянули за собой. Одни - это люди, которые проштрафились перед украинским народом и сами бежали с немцами; другие - кого утоганяли насильно. И вот мне вдруг докладывают, что в обозе брошенных немцами лиц оказался Гмыря, знаменитый артист, певец с прекрасным голосом.  Я приказал сейчас же доставить его в Киев. Доставили.
Потом я специально разговаривал по этому вопросу со Сталиным, потому что сам решить его не мог. Говорю: «Мы хотели бы оставить его в киевской опере». Сталин согласился со мной: «Да, возьмите Гмырю в Киев».
Как только Борис Романович пришел в Киевский оперный театр после войны, его начали "есть" коллеги, - вспоминает  Анна Принц. - Его, баса, заставляли петь баритональные и теноровые партии. Дошло до того, что как-то Борис Романович написал заявление: "Прошу не загружать меня теноровыми партиями, поскольку это ведет к деградации голоса". Но все было бесполезно.
После четырнадцати лет работы в театре ему пришлось уйти. Последняя его партия - роль Галицкого в "Князе Игоре". Как-то после спектакля он пришел довольный домой и говорит Вере: "Знаешь, наконец, мне удался Галицкий. Я нашел правильную трактовку". А на следующий день в Опере уже висел выговор, мол, Гмыря пел, как хотел, что совершенно недопустимо. Его трактовка образа способствует растлению советской молодежи. Борис Романович пришел домой, написал заявление об уходе и отнес его в театр. А накануне сказал Вере: "То, что мне ставят в заслугу все дирижеры мира, - мою музыкальность, здесь мне вменили в вину. Я не могу оставаться в театре!"
Он ушел красиво, без выяснения отношений, начал гастролировать. Говорят, Гмырю иногда можно было видеть прогуливающимся мимо оперного театра... со слезами на глазах".
Предложения о работе в других театрах он отклонил и занялся организацией собственных гастролей. Он был желанным гостем везде - его репертуар насчитывал около 600 камерных сочинений, тиражи всех выпущенных пластинок Гмыри превышали миллиард!

Еще при жизни Борис Романович попал в международный справочник «Who is who?», что  для Советского Союза было фактом абсолютного признания гениальности певца.
Бюрократическая советская система была построена таким образом, что творческая судьба Гмыри все равно была в руках чиновников, четко выполняющих указания сверху.
Борис Романович не раз получал приглашения перебраться на жительство в развитые капиталистические страны – Италию, США, Францию и др. Он отказывался от подобных предложений самым категорическим образом. Чтобы чего не произошло, певцу разрешили гастролировать только по странам социалистического лагеря, но и во время этих поездок он находился под бдительным наблюдением.
Типичный случай произошел во время выступлений в г. Будапеште. Бориса Романовича буквально  атаковали импресарио ведущих театров мира, том числе Ла Скала, Метрополитен-Опера, Гранд-Опера и др. «Товарищи», сопровождавшие певца в поездке, были перепуганы настолько, что гастроли были прерваны и на следующий день певца отправили в Киев.
Как не было трудно в эти годы жизни гениальному певцу, но всегда рядом с ним была любимая верная супруга Вера Августовка, которая посвятила свою жизнь любимому мужу.
История их любви и трогательной преданности – это пример для нас.  Гмыря никогда не скрывал, что без Веры Августовны он не стал бы тем, кем был.
Благодаря жене его творчество существует для нас до сих пор. Это почти 600 записей камерных произведений (290 украинских народных песен и романсов, 179 русских и свыше 100 западных песен и романсов, 75 оперных арий, 85 фрагментов из вокально-сценических и симфонических произведений); 30 трансляционных концертов и четыре вокальных цикла. Гмыря оставил после себя также 150 рукописей научно-популярных и художественных статей; восемь тетрадей-дневников объемом 1865 стр. (1939-1969 гг. ); семь тысяч писем. Она записывала его лекции по вокалу, прочитанные в Болгарии, Пекине, Киеве. Эти записи стали уникальным документом и доступны по сегодняшний день.
Бескорыстие творческих порывов Гмыри можно проиллюстрировать на сотнях примеров. В свое время у него возникла идея спеть «Моцарта и Сальери» Римского-Корсакова вместе с Козловским. Заодно он предложил, чтобы Козловский во время приезда в Киев выступил с капеллой бандуристов и спел украинскую программу, в которую вошли бы дуэты с Гмырей. Позвонив Козловскому, представители Госконцерта услышали, что за каждое из этих выступлений тенор желает получить по десять тысяч рублей. О таком гонораре не могло быть и речи. Тогда в «Моцарте и Сальери» вместо Козловского выступил Константин Огневой, а с капеллой бандуристов спел Петр Белинник. При этом постоянной концертной ставкой Гмыри оставалась сумма в 250 рублей. Когда он умер, на его сберкнижке было 434 рубля.
Профессиональная требовательность к себе как к певцу. «Великий Борис» не был похож на большинство своих коллег. Один из конкретных примеров. Предстояли гастроли в Японии.  Предложенный японцами график выступлений предполагал ежедневные сольные концерты в течение чуть ли не двух недель. Певец объяснил и настоял на том, что  петь сольный концерт будет лишь раз в три дня. Иначе творчество превратится в суррогат, в «заробiтчанство». Японцы принесли извинения и объяснили, что спланировали так потому, что все соотечественники Гмыри обычно просили до предела насыщать их пребывание концертами. График был согласован заново, но гастролям так и не суждено было состояться – великий певец умер.
Профессиональная скромность. Он не стремился к общению с первыми лицами государства.  Зато они стремились к общению с ним. На дальней даче Сталина в Кунцево хранится его личная коллекция пластинок с песнями полюбившихся певцов. Иосиф Виссарионович на каждой понравившейся пластинке ставил оценку исполнителю в виде красных плюсов. На всех пластинках Гмыри они есть, а на пластинке с записью песни «Гуде вiтер вельми в полi» стоит сразу пять плюсов. Такого количества плюсов больше нет ни на одной пластинке в сталинской коллекции. В 1951 году во время декады украинского искусства в Москве на документах о присуждении Гмыре звания народного артиста УССР Сталин собственноручно сделал исправление и вписал «народный артист СССР». Его очень любил и уважал Никита Хрущев. И из рук Брежнева певец принимал высшие государственные награды.
Но после смерти постепенно многое изменилось.
Шесть лет ушло на открытие мемориальной доски.
Десять лет на открытие надгробного памятника Гмыре на Байковом кладбище.
По случаю 80-летия Бориса Романовича встал вопрос о создании музея в его квартире. Но нашлись недоброжелатели. Прошло почти 30 лет, а идея до сих пор осталась на бумаге.
По случаю 100-летия великого певца мероприятия были более, чем скромные.
Я внимательно смотрю в эти глаза, которые устремлены в работу и в будущее. Великие певцы бывают разными и  слава их тоже разная. Она проверяется временем.
 В жизни многих великих певцов наступает момент, когда приходится покинуть сцену и его слава постепенно меркнет, как солнце на закате. Лишь единицы проходят проверку памятью народной. Именно она проверяет славу и выставляет оценку творчеству великих певцов.  
Помнит народ своего певца на протяжении  поколений, то он – воистину  народный певец.
Если помнит его человечество на протяжении  поколений, то он – всенародный певец.
Благодаря  техническим возможностям записать и воспроизвести голос и музыку человечество получило возможность постоянного «живого» контакта, т.е. слушать, оценивать  и помнить великих певцов.
По мнению специалистов сполнительский стиль  Бориса Гмыри характеризуется  глубоким психологизмом в раскрытии образного содержания музыкального произведения, выразительной дикцией, исключительным актерским талантом, ювелирной изысканностью деталей, благородной сдержанностью, высокой вокальной и художественной культурой.
Для меня Борис Романович Гмыря,  прежде всего патриот великой Родины, вставший на ее защиту в самые трудное и опасное время.

Его будут помнить всегда!
Он певец воистину народный и всенародный!
Он патриот Отечества!

Комментариев нет:

Отправить комментарий